• Мы используем файлы cookie.
  • Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
  • К медицинским услугам имеются противопоказания, требуется консультация специалиста.
  • Возрастное ограничение: 18+
  • Продолжив работу с сайтом, Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом

Библиотерапия

Картина Николая Ге

Библиотерапия (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение) — метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература (например, книги о психотерапии), так и художественная.

Благодаря особому библиотерапевтическому эффекту от идентификации с героями, вчувствования в их переживания и другим исцеляющим состояниям (успокоение, удовольствие, повышения активности) происходит прояснение неразрешённых конфликтов человека, личностных проблем, изменение настроения.

Библиотерапия представляет собой приём руководства чтением для библиотекаря и психотерапевтическую методику для психолога и психотерапевта.

История

В древнем Египте известна библиотека фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.), над входом в которую была надпись: «Аптека для души». Использование книг в лечебных целях упоминается также в 1272 году в больнице Каира (рекомендовалось чтение Корана как часть лечения пациентов).

Предписание использовать книги было в общественных, медицинских и исправительных учреждениях Средневековья, чтобы помочь людям справиться с психическими и физическими недугами.

В XVIII веке подобная терапия получила широкое распространение в психиатрических больницах Европы, а в XIX—XX вв. и в России, это врачи: И. Е. Дядьковский, 1836 («конкретному синдрому соответствует определённый текст художественной литературы»); В. М. Бехтерев («либропсихотерапия»), психотерапевты: И. З. Вельвовский («либропсихопедия»); А. Е. Алексейчик; О. Н. Кузнецов («эстетотерапия»,«пациенто-центрированная библиотерапия»), библиотековеды, библиопсихологи: А. М. Миллер; Н. А. Рубакин («библиопсихология»), развивал идеи Э. Геннекена (Эннекен) — «закон Геннекена»: «почитатели определенного писателя подобны ему „особенностями душевной организации“»; О. Кабачек; В. Н. Мясищев и др.. Специально для работы с заикающимися данный метод был модифицирован Ю. Б. Некрасовой.

Термин «библиотерапия» ввел в 1916 году американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers) (в 1941 году определение было добавлено в Dorland’s Illustrated Medical Dictionary). 

Многочисленные примеры целебного воздействия книг на человека отражены также в художественной литературе: предлагалось лечить нарывы на лице чтением смешных книг (Эразм Роттердамский); принимать по 3—4 страницы из романа Смолетта или Шопенгауэра (И. Ялом «Шопенгауэр как лекарство»); лечить болезнь перелистыванием страниц книги (сказки «1001 ночи»); читать свои комедии преступникам для исправления их натуры (Аристофан); лечить хандру «… Как мысли черные к тебе придут, // Откупори шампанского бутылку // Иль перечти „Женитьбу Фигаро“» (Пушкин).

Книги наши руководители в юности и утешители в старости. Они поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. — Джереми Кольер, XVII в.

Содержание метода

Специалист по библиотерапии подбирает литературу с учётом индивидуальных особенностей человека, клинической картины заболевания, ситуации и возраста человека (библиотерапия для детей, подростков, пожилых, инвалидов); составляются планы чтения («библиотерапевтическая рецептура»). После прочтения происходит совместный разбор содержания и обсуждение, ведется читательский дневник.

Соответственно этим характеристикам подбирается и вид литературы: детективная и приключенческая литература (позволяет отвлечься от реальной ситуации); научно-фантастическая литература (стимулирует активность и воображение); историческая литература (помогает находить свои цели в жизни); религиозная, духовная литература (воспитывает терпение, человеколюбие); книги о животных (служат источником успокоения и удовлетворения); литература по искусству (восхищение); любовная литература (отвлекающая); юмористическая и сатирическая литература (стимулирует положительные эмоции, учит психологической защите); книги по самопомощи (информационная помощь, принятие проблем и поиск путей их решения); рассказы, специально созданные медиками-литераторами (для лечения и профилактики, понимания себя); а также классическая художественная литература (разностороннее влияние), публицистика (помогает правильно воспринимать события), сборники афоризмов (вносят порядок в психическую деятельность), фольклор (психотерапевтический заряд от мудрости простого), сказки (в работе с детьми).

Разработана схема психогенных реакций (по классам), в соответствии с которой составлены каталоги литературы — например, рекомендательный указатель литературы книг о людях (взрослых и детях), преодолевших тяжкий недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью, списки художественных произведений, собранные библиотекарями об инвалидах, старости, смерти и др., научно-популярные списки литературы с комментариями библиотерапевтов — при различных заболеваниях и проблемах.

Основные механизмы психотерапевтического воздействия направленного чтения: отождествление себя с героем произведения, сопереживание, эмоциональная разрядка, нормализация самооценки, изменение отношения и поведения, пробуждение оптимизма, отвлечение от грустных мыслей, помощь в преодолении физических страданий. Чтение выступает также как тренинг чувств. Лечебное воздействие оказывает не только совпадение характеров (писателя и читателя) или граней характера, но и даже их противоположность, благодаря которой читатель острее понимает себя.

Существуют индивидуальная (составляется личный план чтения, например 6—7 произведений) и групповая (обсуждение прочитанного произведения в группе) формы библиотерапевтического процесса.

Области применения

Связана с медициной, педагогикой и психологией, в частности с психологией чтения.

На практике библиотерапия может выполнять диагностические или психотерапевтические функции.  Есть данные об эффективности библиотерапии при депрессии — как когнитивной библиотерапии, так и поведенческой. При этом использовалась не художественная литература, а научно-популярная книга о психотерапевтическом лечении депрессии.

Для диагностики тревожности может предлагаться сделать письменный анализ сказки Г. Андерсена «Гадкий утёнок» или рассказа А. Чехова «Тоска». В психотерапевтических целях могут использоваться различные произведения в зависимости от общей ситуации, цели терапии: рассказ «Рыжая» И. Хургиной (повышение самооценки), рассказ Г. Успенского «Выпрямила» (активирование внутренних ресурсов), роман «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла или повесть «Барьер» П. Вежинова (настрой больных на преодоление трудностей), «Алые паруса» А. Грина (настрой на творение чудес своими руками), рассказы К. Паустовского (помогающие осмыслить своё существование), рассказ Ф. Искандера «Авторитет» (как пособие для родителей), рассказы Э. Успенского, Н. Носова, В. Драгунского (служат источником эмоционального наслаждения, оптимизируют настроение), повесть Э. Портер «Поллианна» (обучение позитивному мироотношению), психотерапевтическая повесть «Зал редких книг» М. Бурно (помощь одиноким людям), «Былое и думы» А. Герцена (для успокоения), воспоминания, письма и биографии Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова (неуверенным в себе), «Раковый корпус» А. Солженицына (8-я глава как введение в библиотерапию), «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого (принятие болезни и смерти), пособие «Наутро после потери» Б. Дейтс (самопомощь при утрате).

Примеры использования

Выделяют три направления библиотерапии:

  • библиоведческое — библиотека для больных как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающий переносить физические страдания (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);
  • психотерапевтическое — библиотерапия как компонент психотерапевтического лечения (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);
  • вспомогательное, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Организации

  • Association for Bibliotherapy and Applied Literature (ABAL) — Ассоциация библиотерапии и прикладной литературы
  • Polskie Towarzystwo Biblioterapeutyczne — Польское библиотерапевтическое товарищество
  • Американская библиотечная ассоциация в Чикаго, отдел лечебных и реабилитационных библиотечных услуг (выпускает журнал «Лечебные и реабилитационные библиотечные услуги» («Health and Rehabilitative Library Services»))
  • Национальная ассоциация терапии поэзией в Нью-Йорке (выпускает «Журнал терапии поэзией» («Journal of Poetry Therapy»))

Новое сообщение