Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Аборт и психологическая травма
Влияние аборта на психическое здоровье является предметом острых политических дискуссий.
Было отмечено, что последствия для психического здоровья могут возникать не сразу, а спустя длительное время после аборта. Существуют исследования, выявляющие статистическую корреляцию между абортом и переживанием печали или стресса. В то время как ряд исследований указывает на корреляции между абортом и последующим ухудшением психического здоровья женщины, в 1990-х годах не все учёные были согласны с наличием причинно-следственных отношений между абортом и нарушениями психического здоровья. В конце 2011 года в британском специализированном психиатрическом журнале появилась статья о масштабном исследовании, которое показало, что у женщин после аборта в несколько раз выше риск развития психического заболевания. Есть мнение, что на вероятность появления негативных эмоций после аборта влияют такие факторы в жизни женщины, как положительное восприятие своей беременности, отсутствие социального обеспечения, наличие в анамнезе психиатрических заболеваний и консервативные взгляды на аборт.
В обзорной статье Американской психологической ассоциации (АПА), опубликованной в 1990 году, говорится, что „резко негативные реакции [после аборта] встречаются редко и соответствуют реакциям на другие стрессы, возникающие в нормальной жизни“. В августе 2008 года АПА провела повторные исследования с учётом новых накопленных данных и снова пришла к выводу, что прерывание первой незапланированной беременности не приводит к увеличению риска нарушений психического здоровья. В случаях множественных абортов данные не столь однозначны, поскольку факторы, предрасполагающие женщину к множественным нежеланным беременностям, также предрасполагают её к проблемам с психическим здоровьем. В обновлённом отчёте АПА от 2009 года указано, что в ряде стран (не в США) среди молодых женщин риск психических расстройств выше, если они делали аборт.
Британский Королевский колледж психиатров в 2008 году выступил с заявлением, что у женщин, сделавших аборт, есть риск нарушений психического здоровья, и что женщинам, которые собираются сделать аборт, должны сообщать о возможности таких нарушений. Колледж проводил систематический обзор медицинской литературы по данному вопросу и планировал опубликовать результаты осенью 2011 года.
Содержание
Необъективность исследований
По мнению доктора Уильяма Уэста, исследования, на которые ссылается Американская Ассоциация планирования семьи, не отличаются качеством, краткосрочны и необъективны. Они отражают, что, как минимум, 10 % женщин сталкивается с „выраженными, тяжёлыми или стойкими психологическими последствиями аборта“. Уэст замечает, что для США 10 % означает 160 000 случаев ежегодно, и заявление о том, что „доказательства существенного влияния аборта на дальнейшее эмоциональное состояние женщины отсутствуют“, по его мнению, „можно расценивать только как бред или невежество“.
Главный санитарный врач (Surgeon General) США С. Эверет Куп в своём письме к президенту Рейгану предложил провести пятилетнее исследование по изучению влияние аборта на психику женщины, бюджет которого мог составить от 10 до 100 миллионов долларов, так как, по его словам, результаты проводимых исследований, существующих на данный момент, не могут объективно оценить влияние аборта на психику женщины. Прочитав письмо, сторонники прочойса немедленно сделали вывод о недоказуемости отрицательного влияния аборта на психическое здоровье, и следовательно, отсутствии такового. Они сочли предложение Купа заняться серьёзным исследованием данной проблемы пустой тратой денег налогоплательщиков. Так, Глория Фельдт, представительница Международной федерации планирования семьи в письме в редакцию журнала „The Wall Street Journal“, в ответ на статью, обсуждающую негативные последствия аборта, заявила, что „доктором Купом был сделан вывод об отсутствии угрозы для женского здоровья после аборта“.
В свою очередь, доктор Куп постоянно доказывал несостоятельность подобных трактовок своих высказываний, постоянно заявляя, что современная методика исследований по данному вопросу крайне несовершенна и не может точно оценить масштаб отрицательных и (или) положительных последствий аборта. Свою позицию он высказал так:
Я уверен в том, что аборт оказывает отрицательное влияние на психологическое состояние женщины как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе… У меня нет сомнений в наличии каких-либо осложнений.
— John Whitehead and Michael Patrick, “Exclusive Interview: US Surgeon General C. Everet Koop”, The Rutherford Institute, Spring 1989, 31
Существуют четыре объективных трудностей исследования данной проблемы: 1. 50 — 60 % женщин, сделавших аборт, при проведении долгосрочных исследований скрывают факт абортов от исследователей. При проведении краткосрочных исследований последующего наблюдения 20 — 60 % испытуемых выходит из исследования. По результатам сравнительного анализа данных об испытуемых было установлено, что выходят из исследования, как правило, женщины, имеющие наиболее выраженные симптомы посттравматического синдрома после аборта.
Несмотря на установленное в общественном сознании мнение, что прерывание беременности не есть проступок, многие женщины скрывают факт аборта от своего окружения, будь то семья, работа, друзья. Бывают случаи, когда в женской консультации пациентки признают факт прерывания беременности много лет спустя. Некоторые сразу после процедуры возвращаются на работу, чтобы никто не догадался о совершении аборта. Это объясняет тот факт, что в странах, где прерывание беременности легализовано, число абортов, совершённых тайно, не уменьшается, а даже увеличивается. Под влиянием различных факторов (беременность явилась следствием до- вне- брачных связей, желание скрыть факт беременности от семьи или учреждения, в котором женщина работает, и др.), по мнению Жана Туле, объясняется нежелание многих женщин предать огласке факт прерывания беременности.
2. Психопатологические симптомы у женщин после аборта различны и не при каждом исследовании рассматриваются отдельные категории. Различаются симптомы: тяжёлой депрессии, гнева, чувства вины, тревоги, наплывы воспоминаний, ассоциации, нарушение пищевого поведение, зависимости, сексуальные дисфункции, личностные расстройства, аутодеструктивное поведение.
3. Постабортные симптомы изменяются со временем. Часто сразу после аборта женщина чувствует горе и укоряет себя, а впоследствии получает психологическое облегчение. Другие, наоборот, быстро восстанавливаются после аборта, а через продолжительное время получают эмоциональный срыв. После исследования 260 женщин 63-76 % заявили, что был период, когда они отрицали всякую связь между абортом и болезненными состояниями, однако, в среднем, через 63 месяца, такие симптомы ярко проявились. Этот факт влияет как на краткосрочные, так и на лонгитьюдные исследования.
4. Опросники, используемые при исследовании данной проблемы, не могут выявить всю гамму глубоко подавленных чувств, связанных с абортом Психиатр И. Кент писал, что из 50 обратившихся к нему женщин ни одна не связывала свои психические проблемы с абортами, однако в ходе психотерапии всплыла связь данных проблем с глубокими чувствами горя и утраты. По его мнению, такую связь можно обнаружить только клиническими методами, а не с помощью стандартных опросников, так как эмоциональная отгороженность исследуемых искажает результаты.
Психические расстройства, предшествующие аборту
Многими авторами было отмечено, что женщина, решившаяся на аборт, действует не сознательно и разумно, но часто иррационально «подобно загнанному и затравленному зверю», который не находит другого выхода из сложившейся ситуации. Наблюдается так называемая «зашоренность сознания», то есть женщина видит себя наедине с собой и своей проблемой (материальной, психологической, семейной. Как утверждает доктор Шошар, ни одна женщина в мире не согласилась бы на аборт, если бы отцы их детей приняли бы на себя полноту ответственности за ребёнка.
В то же время, подавляющее число женщин в первые месяцы беременности переживают невротические реакции, особенно фобии и депрессии, даже если женщина очень желала этой беременности. В момент душевного надлома и усталости беременная часто может иметь мысли против ребёнка, вызванные страхом перед «трудностями материнства». В этом случае, по мнению многих авторов, женщину следует окружить сердечной заботой и вниманием, чтобы женщина чувствовала себя и своего ребёнка защищёнными и её решение стало однозначным, принимающим ребёнка.
Желанная и нежеланная беременность
По мнению профессора гинеколога Дж. Стелуорти, женщине никогда до конца невозможно понять, желанный ребёнок или нет, и неправда, что дети, которые рождаются в результате якобы нежеланной беременности, нелюбимы. Из 207 женщин, исследованных в Швеции (Арен), 95 % изменили решение относительно прерывания беременности после того, как почувствовали движение ребёнка.
В Женеве в 1972 году проводился эксперимент с 1200 женщинами, результат которого показал, что следует различать желание женщины забеременеть от желания доносить ребёнка и воспитать его. Так, многие хотели бы иметь ребёнка, но не хотели бы рожать его. Состояние женщины на ранних сроках представляет собой сложный механизм психофизических реакций, с которыми женщина не в состоянии справиться. Женщина, находящаяся в состоянии депрессии, обращается к врачу, а он, вместо оказания ей психологической помощи, направляет её на аборт.
В Гренобле, на симпозиуме «Аборт» в 1971 году доктор Гедель заявил, что лучшей помощью женщине, которая испытывает страх перед появлением ребёнка, будет совет родить, потому как рождение этого ребёнка и последующих является лучшим выходом для снятия напряжения. В том случае, когда женщина уже имеет одного ребёнка, и ей посоветовали прервать беременность, она становится сверхвпечатлительною, ненормальной матерью, как её называет автор, «радиолокационной матерью», которая возьмёт гиперопеку над своим единственным ребёнком и вырастит его капризной, инфантильной личностью. «Радиолокационный» настрой свекрови будет также мешать построению нормальных семейных отношений между мужем и женой.
Ощущение давления и беспомощности
Женщины, прерывающие беременность по так называемым социальным показаниям, с точки зрении психиатрии, находятся в тревожно-депрессивном состоянии, для которого характерны: страх, тревога, парализованность воли, ощущение давления извне, осознание собственной беспомощности. В таком состоянии женщины не видят иного выхода из ситуации, кроме прерывания беременности, в котором скрыт элемент истерической реакции, включающий в себя инфантилизм, отсутствие желания женщины думать рационально о последствиях своих действий. При этом характерно нежелание женщины думать о ходе операции (тогда как перед нормальной операцией характерен интерес пациента, что с ним будет происходить).
Многие женщины, оказавшиеся под социальным давлением, прерывают беременность против своей воли. Родственники, мужья, сексуальные партнёры, забывая, к каким тяжёлым последствиям может привести прерывание беременности, вынуждают, якобы «ради общего блага» пойти на этот шаг. Согласно исследованиям, 53 % женщин, испытывающие психические осложнения после аборта, подтверждают, что пошли на прерывание беременности под давлением окружающих.
Между тем, многие полагают, что аборт — универсальное и быстрое решение проблемы «нежелательной беременности», благодаря которому можно вернуть то время, когда зачатие ещё не произошло. На самом деле, сторонники такой точки зрения замалчивают тот факт, что для беременной вопрос стоит не в том, рожать ей или не рожать, а делать аборт или не делать. Оба эти варианты могут привести к далеко идущим психологическим последствиям, которые будут либо положительными, либо отрицательными.
Беременность не является кратковременным событием — она развивается в течение продолжительного времени, изменяется как соматическое, так и психическое состояние матери. Если для женщины создаются благоприятные психологические условия, то страх и амбивалентность, характерные для раннего периода беременности, через полгода уходят. Врач, к которому обратилась беременная, по мнению доктора Дж. Уиллке, обязан знать эти психические особенности и уметь предвидеть её реакции.
Выбирая между сохранением ребёнка и абортом, женщина часто становится чрезмерно восприимчивой к мнению третьих лиц, в первую очередь — авторитетных, и находится в состоянии повышенной психологической внушаемости.
Зачастую оба супруга, столкнувшись с проблемами, обращаются к врачу и напрямую спрашивают, как им быть. По мнению Летхелло и Поль Джорджа, врач обязан проинформировать обоих, не оставаясь безучастным. Мнение врача часто бывает именно тем фактором, который окончательно укрепляет выбор женщины. Социальное давление в настоящее время чаще всего приводит к тому, что от женщины ожидают не рождение ребёнка, а то, что она сделает аборт.
Как показали многие исследования, большинство женщин, после рождения «незапланированного» ребёнка проникаются к нему любовью и нежностью. Совместно с членами своих семей они начинают ценить радость материнства, которая перевешивает горечь проблем и тяжесть изменения жизненных планов. Таким образом, психологическая травма, связанная с рождением «нежеланного» ребёнка проходит очень быстро и бесследно. Также молодые родители могут надеяться на поддержку со стороны родственников и государства. Вышеперечисленного нельзя сказать об аборте.
«Постабортный синдром»
Термином «постабортный синдром» обычно обозначают такие явления и состояния, как связанные с абортом флешбеки, кошмарные сновидения, депрессии; избегание ситуаций, напоминающих об аборте. Это выражение впервые употребил в 1981 году противник абортов и семейный психотерапевт Винсент Ру, давая показания в Конгрессе США. Он заявил, что наблюдал посттравматическое стрессовое расстройство, развившееся как реакция на стресс в результате перенесённого аборта, и предложил обозначать это явление как «постабортный синдром».
Затем выражение «постабортный синдром» было популяризовано и широко использовалось англоязычными противниками абортов для описания разнообразных негативных психологических реакций, возникновение которых они связывают с абортами. Понятие «постабортного синдрома» не нашло широкой поддержки за пределами сообщества пролайферов: ни Американская психологическая ассоциация, ни Американская психиатрическая ассоциация не признают существования ПАС как диагноза или состояния, и он не включён в официальные справочники и списки нарушений психического здоровья. Некоторые врачи и сторонники права на аборт считают, что настойчивое обращение к «постабортному синдрому» является тактикой, которую противники абортов используют в политических целях.
Хотя некоторые исследования свидетельствуют о статистической корреляции между абортом и депрессией, тревогой, суицидальным поведением, нарушениями сексуальной функции у небольшого числа женщин, эти исследования, как правило, методологически небезупречны и не учитывают вмешивающихся факторов. Более качественные исследования неизменно устанавливают отсутствие причинно-следственных отношений между абортом и проблемами эмоционального благополучия. Выявленные в некоторых работах корреляции могут объясняться социальными обстоятельствами и факторами психологического здоровья, предшествовавшими аборту. Установлено, что вероятность переживания негативных реакций увеличивают такие факторы, как эмоциональная привязанность к беременности, недостаток внешней поддержки и консервативное отношение к аборту.
Авторы-сторонники употребления понятия «постабортный синдром» утверждают, что его исследования осложняются такими факторами, как недостаток мотивации к участию в исследованиях у перенёсших аборт женщин, большое разнообразие негативных эмоциональных реакций, которые трудно учесть в одном исследовании, разное время возникновения реакций и непригодность таких стандартных методов, как опросы и тесты, для анализа глубоких душевных травм.
Между тем, в 2008 году группа специалистов в Университете Джонса Хопкинса провела системный анализ медицинской литературы и пришла к заключению, что «наиболее качественные исследования указывают на отсутствие значимых различий в долгосрочном состоянии психического здоровья между женщинами США, принимавшими решение о прерывании беременности, и женщинами, не принимавшими такого решения». Как заявил ведущий автор этого исследования, доктор Роберт Блум, «лучшие исследования не подтверждают существования „постабортного синдрома“, подобного посттравматическому стрессовому расстройству». Исследователи также отметили, что «негативные последствия абортов для психического здоровья систематически выявляются в исследованиях с наибольшими методологическими недочётами», и констатировали: «учёные продолжают проводить исследования, исходя из политически ангажированной постановки проблемы».
Симптомы «постабортного синдрома»
Чувство вины
По итогам опроса, в котором приняло участие 3 583 человека, было установлено, что 56 % женщин, «признавшихся в совершении аборта», испытывали чувство вины, а 26 % — сожалели о принятом решении. Среди мужчин, которые, по их собственным словам, столкнулись с абортом, негативное отношение к этой проблеме наблюдалось даже более часто: две трети опрошенных чувствовали себя виноватыми, и больше одной трети заявляли о том, что сожалеют о сделанном выборе.
Некоторые сторонники прочойса считают, что чувство вины, возникающее у женщин после аборта, является следствием религиозного воспитания или консервативных взглядов. Доктор Жан Дельсас считает, что нормы религии или закона «вызывают чувство вины», а так как вины объективно не существует, достаточно освободить женщин от этого давления. Однако опыт, проведённый в Японии, противоречит такому суждению. Синтоизм, государственная религия Японии, не осуждает аборт. В Японии аборты никогда не были запрещены законодательно. Тем не менее, исследования проведённые доктором Касеко говорят о том, что подавляющее большинство японок не только испытывает чувство вины, но и признаётся в этом. Так, 8 % анкетированных женщин считают, что поступили плохо, 73,1 % стыдились того, что сделали. Также подобные чувства наблюдались и у их мужей.
Доктор Джулиус Фогель, психиатр и акушер, лично выполнивший более 20 000 абортов, так комментирует данный аспект:
Для каждой женщины, независимо от её возраста, воспитания или сексуального здоровья, прерывание беременности представляет собой психологическую травму и затрагивает основу человеческого бытия. Ребёнок — это часть её жизни. Убивая ребёнка, она убивает часть себя, что не может пройти бесследно. Женщина вступает в борьбу с жизнью. И совсем не важно, верит ли она в то, что у плода есть душа, или нет. Невозможно отрицать физически ощущаемый процесс создания живого существа… Часто травма переходит на бессознательный уровень и больше никогда не проявляется. Но нельзя считать аборт таким безобидным, каким его считают многочисленные сторонники этой процедуры. Совершая аборт, женщина ставит под угрозу своё душевное спокойствие: платой за аборт может быть одиночество, отчуждённость или притупление материнского инстинкта. Искусственное прерывание беременности обязательно вызывает какие-то изменения в глубоких слоях женского сознания. Заявляю это как психиатр.
— Colman McCarthy, “A Psychological View of Abortion”, Washington Post, March 7, 1971
Исследователи данной проблемы Гюи, Туле, ван Стрелен обращают внимание на то, что женщины, даже сторонницы абортов, не в состоянии избавиться от чувства вины. Симона Бовуар, яростно выступавшая «за освобождение женщины от материнства», признается, что сделала аборт, и возвращается к этому событию снова и снова, неся в памяти данные события, постоянно ищет себе оправдания.
Чувство вины могут усиливать следующие факторы:
- Бесплодие — усиливает чувство вины, если женщина остаётся бездетной. Приходит осознание того, что в бездетности виновата она сама. Если рождение последующих детей может ослабить чувство вины, то бесплодие — усугубить.
- Выкидыши, ставшие следствием ранее перенесённых абортов. Известно, что аборты повышают в разы вероятность последующего невынашивания. Чем чаще случаются выкидыши, тем более усиливается чувство вины.
- Количество и частота прерывания беременностей.
Чувство вины влияет на поведение женщины, тяжесть его бывает столь невыносима, что женщина ищет оправдания и часто пытается перебросить ответственность на отца ребёнка, при этом возникают семейные конфликты, часто приводящие к прекращению отношений или разводу.
Депрессия
Были проведены сравнительные исследования женщин, которые выносили незапланированную беременность (без абортов в прошлом), и женщин, сделавших аборт. Было выявлено, что у женщин, которые сделали аборт, впоследствии была более выражена депрессия и тревога.
Многие авторы описывают депрессивную реакцию женщин, возникшую после прерванной беременности — от обычных неврозов до глубоких психозов, нередко доводящих женщин до самоубийств. Ван Стрелен приводит данные, что в Англии на восемь абортов, заканчивающихся смертью, два приходится на самоубийства. Ещё чаще, чем депрессивный синдром, имеют место реактивные неврозные синдромы, которые, однако, имеют тенденцию к нарастанию и закреплению, обострения часто возникают в период климакса. Если прерывание беременности вызывает бесплодие, это углубляет депрессию.
Репереживание аборта
Репереживание представляет собой воспроизведение или повторное переживание травмирующего события, то есть аборта. Репереживание может проявляться в следующих формах:
- в виде повторяющихся и навязчивых мыслей об аборте или нерождённом ребёнке;
- флэшбеков, в которых они за секунды заново переживают аборт;
- в виде кошмарных сновидений, связанных с абортом или ребёнком;
- а также сильного горя или депрессии в годовщину аборта или предполагаемого дня рождения ребёнка.
Эмоциональная отгороженность
Эмоциональная отгороженность представляет собой сужение спектра эмоциональных реакций или формирование моделей поведения, которые позволяют свести к минимуму возникновение зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ассоциаций с психологической травмой.
У женщин, перенёсших аборт, эмоциональная отгороженность или избегание может проявляться в виде следующих симптомов:
- попытки избежать действий или ситуаций, которые могут вызвать воспоминания об аборте;
- прекращение взаимоотношений с противоположным полом, например, отстранение от мужчин, повлиявших на решение сделать аборт;
- стремление минимизировать контакт с детьми;
- снижение способности испытывать чувства любви или нежности;
- избегание или вытеснение мыслей или переживаний, связанных с абортом;
- снижение интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
Агрессия
Обида, вызванная чувством вины, порождает агрессию. В первую очередь объектом агрессии становится, как правило, отец ребёнка. Объективно здесь есть логика: как правило именно он принимает решение об аборте, иногда оказывая на женщину давление. Иногда женщина без ведома своего сексуального партнёра совершает аборт, но это свидетельствует либо об отсутствии согласия между партнёрами, либо о наличии страха, часто возникающего после прерывания предыдущих беременностей под давлением своего партнёра. На основании исследований, проведённых в Польше, все женщины, прервавшие беременность до брака под давлением своих половых партнёров, не заключили с ними брака впоследствии и порвали с ними всяческие отношения. Как отмечает доктор Велли, прерывание беременности может привести к фригидности женщины или смене сексуальной ориентации на лиц своего пола.
Агрессивность к врачу
Согласно исследованиям профессора Майера, чувства благодарности к врачу, характерного после для обычной операции, после аборта женщина не испытывает — наоборот, обида и злость. По Маеру, женщина приходит к врачу за консультацией, чтобы услышать «нет». Женщина приходит к врачу с депрессивным синдромом, лечением которого прерывание беременности не является. Наоборот, если врач отказывает в совершении аборта, женщина никогда не будет иметь к нему претензии, но будет испытывать лишь чувство благодарности.
Агрессивность к окружению
Рядом исследований подтверждается, что очень часто в семье, где жена совершила аборт, рвутся семейные связи. Также женщина, совершившая аборт, питает чувство агрессии к окружающим, особенно к тем, кто посоветовал ей сделать аборт. Прекращаются контакты с окружением, возникает чувство одиночества, быстро нарастающее. По мнению Нойса, большое количество женщин реагирует на прерывание беременности тяжёлыми и длительными психопатологическими изменениями, которые не всегда смягчаются позднейшими родами. Часто агрессия проявляется по отношению к беременным женщинам, которые ещё не сделали аборта. Так, Симона де Бовуар, известная активистка проабортного движения, часто заявляла: «Я сделала это (аборт), и ты сделай то же самое». Данный тип поведения свидетельствует о желании переложить чувство вины на других, получить облегчение («не я одна») либо оправдание («все так делают»).
Агрессивность и неадекватное отношение к детям
Как правило, беременность прерывают женщины, имеющие одного-двух детей, а многодетные матери абортов не делают. Матери, делавшие аборты, по мнению доктора Геделя, как правило, питают чувства неприязни и агрессии как к чужим, так и собственным детям, либо — наоборот, становятся матерями «радиолокационного» типа, что крайне отрицательно сказывается на развитии ребёнка.
Связь с самоубийствами
Исследования, провёденные в Финляндии, показали, что уровень самоубийств у женщин, совершивших аборт (34,7 на 100 000), значительно превышает таковой у женщин, чья беременность закончилась родами (5,9 на 100 000). Для исследования использовались документы, хранившиеся в государственных архивах Финляндии. Исследователи рассматривали только случаи самоубийства, зарегистрированные за 7 лет до начала исследования. Выявив все случаи, они изучали медицинскую документацию женщин на предмет наличия записей об аборте или рождении ребёнка, сделанных в течение года до самоубийства. По результатам исследования был сделан вывод о том, что частота самоубийств среди женщин, перенёсших аборт, была в три раза выше, чем среди женщин без подобной процедуры в анамнезе, и в шесть раз выше, чем среди женщин, родивших ребёнка.
Согласно результатам исследования, проведённого университетом штата Миннесота, вероятность попытки самоубийства у девочек подросткового возраста в десять раз выше в течение полугода после аборта.
Связь с употреблением алкоголя и наркотиков
Результаты более десятка исследований свидетельствуют о том, что между прерыванием беременности и наркотической зависимостью существует связь. Одно из этих исследований проводилось среди женщин, которые ранее не страдали от наркотической зависимости или токсикомании. Результаты его показали, что женщины, сделавшие аборт во время первой беременности, в 4,5 раза чаще начинают употреблять алкоголь и наркотики, чем женщины, сохранившие первую беременность.