БМ-24
| БМ-24 | |
|---|---|
| Боевая машина 8У31 в техническом музее ОАО «АВТОВАЗ» в г. Тольятти. | |
| Классификация | Реактивная система залпового огня |
| Шасси | ЗИС-151 |
| История | |
| Страна-разработчик |
|
| Годы производства | с 1951 |
| Годы эксплуатации | с 1951 |
| Количество выпущенных | более 700 шт. |
| Размеры | |
| Масса без снарядов и расчета | 7140 кг |
| Масса в боевом положении | 8910 кг |
| Длина в походном положении | 6930 мм |
| Ширина в походном положении | 2320 мм |
| Высота в походном положении | 2800 мм |
| Клиренс | 260 мм |
| Вооружение | |
| Калибр | 240,9 мм |
| Длина ствола | 2000 мм |
| Количество направляющих | 12 |
| Дальность стрельбы максимальная | 17 500 м |
| Максимальный угол возвышения | 50 ° |
| Прицел | 51-ОП-211 |
| Расчёт БМ | 8 чел. |
| Перевод системы из походного положения в боевое не более | 1,5..2 мин |
| Время залпа | 6..8 с |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | карбюраторный |
| Мощность двигателя | 95 л. с. |
| Максимальная скорость по шоссе | до 60 км/ч |
| Запас хода по шоссе | 600 км |
| Колёсная формула | 6 × 6 |
БМ-24 (индекс ГРАУ — 8У31) — советская боевая машина реактивной системы залпового огня М-24.
Содержание
История создания
БМ-24 разрабатывалась в ГСКБ Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина. Первые испытания опытной системы М-31А (впоследствии М24) были проведены летом 1950 года. 22 марта 1951 года боевая машина БМ-24 постановлением Совета Министров СССР №875-441сс была принята на вооружение Советской армии.
Описание конструкции
Основной задачей боевой машины БМ-24 являлось подавление и уничтожение опорных пунктов, живой силы, укреплений, артиллерийских и миномётных батарей. Организационно боевые машины входили в бригады корпусной артиллерии. В каждом корпусе насчитывалось по 54 боевых машины БМ-24.
БМ-24 была выполнена на базе грузовика ЗИС-151, на раме которого устанавливалась артиллерийская часть. В состав артиллерийской части входили:
- 12 направляющих;
- Фермы;
- Поворотная рама;
- Тумба;
- Уравновешивающий механизм;
- Электрооборудование;
- Прицел;
- Механизм вертикального наведения;
- Механизм горизонтального наведения.
Во время выстрела снаряды направлялись по направляющим, которые закреплялись в ферме. Ферма выполнялась в виде сварной пространственной конструкции и закреплялась в кронштейнах поворотной рамы, образуя таким образом с направляющими качающуюся часть. В свою очередь, поворотная рама, в которой размещались качающаяся часть, прицелы, подъёмный и уравновешивающий механизмы, образовывала вращающуюся часть. На лонжеронах автомобильного шасси закреплялся надрамник, к которому приваривалась неподвижная тумба, на тумбе размещалась вращающаяся часть. Подъёмный механизм винтового типа обеспечивал вертикальные углы наведения от +10° до +50° в горизонтальном секторе ±70°, при горизонтальных углах наведения более ±25° обеспечивалась наводка по вертикали в секторе от 0 до +50°. Для снижения усилия на рукоятке механизма вертикального наведения, качающаяся часть снабжалась уравновешивающим пружинным механизмом толкающего типа. Горизонтальное наведение осуществлялось червячным механизмом горизонтального наведения. Воспламенение пороховых зарядов в реактивных снарядах производили контакт-свечи снаряда, на которые поступал ток от аккумуляторных батарей боевой машины. Сигнал о подаче тока мог подаваться с пульта из кабины машина, а также с выносного пульта из укрытия на расстоянии до 80 метров от машины. Кабина была полностью герметична и защищала экипаж от воздействия газовой струи выстрелов. Для придания устойчивости при стрельбе, а также для разгрузки задних мостов, на раме машины были установлены домкраты..
Вооружение
В качестве основного вооружения использовались турбореактивные снаряды. Кроме фугасных, в номенклатуру вооружения БМ-24 входили химические снаряды. Площадь поражения при одном залпе могла составлять до нескольких гектаров.
| Таблица ТТХ снарядов, используемых БМ-24 | |||||||||
| Обозначение | Индекс | Длина снаряда, мм | Масса снаряда, кг | Масса БЧ, кг | Масса ВВ/ ОВ, кг | Масса пороха в двигателе, кг | Время работы двигателя, с | Максимальная дальность, м | Частота вращения, об/мин |
| Фугасные снаряды | |||||||||
| М-24Ф | 53-Ф-961 | 1124 | 112,25 | 60,8 | 27,4 | 16,2 | 0,5..1 | 6 575 | 7 000 |
| М-24ФУД | 53-Ф-961У | 1245 | 109,0 | 46,5 | 18,4 | 23,96 | 0,9..2,2 | 10 600 | 9 500 |
| МД-24Ф | 3Ф1 | 1684 | 155,0 | 48,4 | 19,8 | 44,3 | 2,3..4,9 | 17 500 | 15 000 |
| Химические снаряды | |||||||||
| МС-24 | 3Х1 | 1240 | 109,0 | 44,3 | 8,0 | 16,2 | 0,5..1,0 | 6 500 | 7 000 |
| МС-24УД | 1240 | 109,0 | 44,3 | 2,3..4,9 | 16 000 | 15 000 | |||
Модификации
- БМ-24 (8У31) — базовый вариант на шасси ЗИС-151
- БМ-24М (2Б3) — модернизированная версия на шасси ЗИЛ-157. Изменения коснулись конструкции фермы, прицел ПГ (51-ОП-211) заменён на прицел ПГ-1 с орудийным коллиматором К-1.
Машины на базе
- БМ-24Т — модификация на базе гусеничного тягача АТ-С
- БМ-24П — опытная модификация на базе бронетранспортёра БТР-50
- БМД-24Б — проект боевой машины с возможностью использования как старых ракет М-24, так и новых МД-24Ф и МБ-24. В качестве базы рассматривались тягачи ГТ-Л, АТ-С, объект 408 на основе АТ-Т и грузовик УралЗиС-375.
Операторы
-
Алжир — 30 БМ-24, по состоянию на 2016 год -
Ангола — некоторое количество БМ-24, по состоянию на 2016 год -
Египет — 48 БМ-24 на хранении, по состоянию на 2016 год -
Израиль — 36 БМ-24, по состоянию на 2016 год -
КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год 200 единиц БМ-24, поставлено из СССР в период с 1956 по 1959 годы
Бывшие операторы
-
ГДР — 72 единицы БМ-24, поставлено из СССР в период с 1963 по 1964 годы
-
Куба — 20 единиц БМ-24, поставлено из СССР в период с 1961 по 1962 годы
-
Мозамбик — количество и статус неизвестны -
Польша — 50 единиц БМ-24, поставлено из СССР в период с 1961 по 1965 годы
-
Сирия — 300 единиц БМ-24, поставлено из СССР в период с 1967 по 1969 годы
-
Сомали — количество и статус неизвестны