Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Сахарный диабет
Терминология
Натощак – означает уровень глюкозы утром после предварительного голодания в течение не менее 8 часов и не более 14 асов.
Определение
Сахарный диабет (СД) – это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СД сопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.
Классификация
СД 1 типа
| Деструкция β-клеток поджелудочной железы, обычно приводящая к абсолютной инсулиновой недостаточности |
---|---|
СД 2 типа |
|
Другие специфические типы СД |
|
Гестационный СД (Включает нарушение толерантности к глюкозе и СД). | Возникает во время беременности |
Другие специфические типы СД:
- Генетические дефекты функции β-клеток
- MODY-1
- MODY-2
- MODY-3
- MODY-4
- MODY – 5
- MODY – 6
- Мутация митохондриальной ДНК
- Другие
- Генетические дефекты действия инсулина
- Инсулинорезистентность типа А
- Лепречаунизм
- Синдром Рабсона – Менденхолла
- Липоатрофический диабет
- Другие
- Заболевания экзокринной части поджелудочной железы
- Панкреатит
- Травма/ панкреатэктомия
- Опухоли
- Муковисцидоз
- Гемохроматоз
- Фиброкалькулезная панкреатопатия
- Другие
- Эндокринопатии
- Акромегалия
- Синдром Кушинга
- Глюкагонома
- Феохромоцитома
- Гипертиреоз
- Соматостатинома
- Альдостерома
- Другие
- СД, индуцированный лекарственными препаратами или химическими веществами
- Никотиновая кислота
- Глюкокортикоиды
- Тиреоидные гормоны
- α-адреномиметики
- β-адреномиметики
- β-адреноблокаторы
- Тиазиды
- Дилантин
- Пентамидин
- Вакор
- α-интерферон
- Другие
- Инфекции:
- Врожденная краснуха
- Цитомегаловирус
- Другие
- Необычные формы иммунологически опосредованного диабета
- Антитела к инсулину
- Антитела к рецепторам инсулина
- «Stiff-man» –синдром (синдром «ригидного человека»)
- Другие
- Другие генетические синдромы, сочетающиеся с СД
- Синдром Дауна
- Атаксия Фридрейха
- Хорея Гентингтона
- Синдром Клайнфельтера
- Синдром Лоренса-Муна-Бидля
- Миотоническая дистрофия
- Порфирия
- Синдром Прадера-Вилли
- Синдром Тернера
- Синдром Вольфрама
- Другие
Диагностика: критерии
Диагноз СД всегда следует подтверждать повторным определением гликемии в последующие дни, за исключением случаев несомненной гипергликемии с острой метаболической декомпенсацией или с очевидными симптомами.
В случае отсутствия симптомов острой метаболической декомпенсации диагноз должен быть поставлен на основании двух цифр, находящихся в диабетическом диапазоне, например, дважды определенный HbA1c или однократное определение HbA1c + однократное определение уровня глюкозы.
НbA1c как диагностический критерий СД:
Время определения | Концентрация глюкозы, ммоль/л* | |
Цельная капиллярная кровь | Венозная плазма | |
Норма | ||
---|---|---|
Натощак и через 2 часа после ПГТТ | <5,6 | <6,1 |
<7,8 | <7,8 | |
Сахарный диабет | ||
Натощак или через 2 часа после ПГТТ или случайное определение | ≥6,1 | ≥7,0 |
≥11,1 | ≥11,1 | |
≥11,1 | ≥11,1 | |
Нарушенная толерантность к глюкозе | ||
Натощак (если определяется) и через 2 часа после ПГТТ | <6,1 | <7,0 |
≥7,8 и <11,1 | ≥7,8 и <11,1 | |
Нарушенная гликемия натощак | ||
Натощак и через 2 часа после ПГТТ (если определяется) | ≥5,6 и <6,1 | ≥6,1 и <7,0 |
<7,8 | <7,8 | |
Гестационный сахарный диабет | ||
Натощак или через 2 часа после ПГТТ или случайное определение | ≥6,1 | ≥7,0 |
≥7,8 | ≥7,8 | |
≥11,1 | ≥11,1 |
Диагностика: лабораторные методы обследования
Правила проведения ПГТТ:
- на фоне острого заболевания
- на фоне кратковременного приема препаратов, повышающих уровень гликемии (глюкокортикоиды, тиреоидные гормоны, тиазиды, бета-адреноблокаторы и др.)
Примеры формулировки диагноза
После формулировки диагноза указать индивидуальный целевой уровень гликемического контроля.
Понятие тяжести СД в формулировке диагноза исключено. Тяжесть СД определяется наличием осложнений, характеристика которых указана в диагнозе.
- Сахарный диабет 1 типа (2 типа) или Сахарный диабет вследствие (указать причину)
- Диабетические микроангиопатии:
- ретинопатия (указать стадию на левом глазу, на правом глазу);
- состояние после лазеркоагуляции сетчатки или оперативного лечения (если проводились) от… года
- нефропатия (указать стадию)
- Диабетическая нейропатия (указать форму)
- Синдром диабетической стопы (указать форму)
- Диабетическая нейроостеоартропатия (указать стадию)
- Диабетические макроангиопатии:
- ИБС (указать форму)
- Сердечная недостаточность (указать функциональный класс по NYHA)
- Цереброваскулярные заболевания (указать какие)
- Хроническое облитерирующее заболевание артерий нижних конечностей (указать стадию)
- Артериальная гипертензия (указать степень)
- Дислипидемия
- Сопутствующие заболевания
Лечение: цели
Выбор индивидуальных целей лечения зависит от возраста пациента, ожидаемой продолжительности жизни, наличия тяжелых осложнений и риска тяжелой гипогликемии.
В связи с введением индивидуализированных целей терапии понятия компенсации, субкомпенсации и декомпенсации в формулировке диагноза у взрослых пациентов с СД нецелесообразны.
* Данные целевые значения не относятся к детям, подросткам и беременным женщинам. Целевые значения гликемического контроля для этих категорий больных рассмотрены в соответствующих разделах.
Возраст | |||
---|---|---|---|
Молодой | Средний | Пожилой и/или ожидаемая продолжительность жизни < 5 лет | |
Нет тяжелых осложнений и/или риска тяжелой гипогликемии | <6,5 % | <7,0 % | <7,5 % |
Есть тяжелые осложнения и/или риск тяжелой гипогликемии | <7,0 % | <7,5 % | <8,0 % |
HbA1c, %** | Глюкоза плазмы натощак/перед едой, ммоль/л | Глюкоза плазмы через 2 часа после еды, ммоль/л |
---|---|---|
< 6.5 | < 6.5 | < 8.0 |
< 7.0 | < 7.0 | < 9.0 |
< 7.5 | < 7.5 | < 10.0 |
< 8.0 | < 8.0 | < 11.0 |
HbA1c, % | CCГП, ммоль/л | HbA1c, % | ССГП, ммоль/л | HbA1c, % | ССГП, ммоль/л | HbA1c, % | ССГП, ммоль/л |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | 3,8 | 8 | 10,2 | 12 | 16,5 | 16 | 22,9 |
4,5 | 4,6 | 8,5 | 11,0 | 12,5 | 17,3 | 16,5 | 23,7 |
5 | 5,4 | 9 | 11,8 | 13 | 18,1 | 17 | 24,5 |
5,5 | 6,2 | 9,5 | 12,6 | 13,5 | 18,9 | 17,5 | 25,3 |
6 | 7,0 | 10 | 13,4 | 14 | 19,7 | 18 | 26,1 |
6,5 | 7,8 | 10,5 | 14,2 | 14,5 | 20,5 | 18,5 | 26,9 |
7 | 8,6 | 11 | 14,9 | 15 | 21,3 | 19 | 27,7 |
7,5 | 9,4 | 11,5 | 15,7 | 15,5 | 22,1 | 19,5 | 28,5 |
Показатели | Целевые значения, ммоль/л | |
---|---|---|
Мужчины | Женщины | |
Общий холестерин | <4,5 | |
Холестерин ЛНП | <2,6 (1,8 – для лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями) | |
Холестерин ЛВП | >1,0 | >1,2 |
Триглицериды | <1,7 |
Показатель | Целевые значения, мм рт. ст |
---|---|
Систолическое АД | ≤130 |
Диастолическое АД | ≤80 |
Обучение больных СД
- Обучение больных СД является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей.
- Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.
- В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение (на повторные циклы) для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей.
- Для обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных: СД 1 типа, СД 2 типа, не получающих инсулина, СД 2 типа на инсулинотерапии, детей с СД и их родителей, беременных женщин с СД.
- Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура учитывать основные принципы педагогики. Программы подразумевают строго практическую направленность и доступность для восприятия. Обязательные разделы обучающих программ:
- общие сведения о СД;
- питание;
- физическая активность;
- самоконтроль гликемии;
- сахароснижающие препараты;
- инсулинотерапия (подробно для больных, получающих инсулин);
- гипогликемия;
- поздние осложнения СД;
- контрольные обследования при СД.
- Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных. Оптимальное количество больных в группе – 5–7. Групповое обучение требует отдельного помещения, в котором может быть обеспечена тишина и достаточное освещение.
- Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом. Кроме того, оно показано некоторым особым категориям больных: с впервые выявленным СД 1 типа, с выраженными стадиями осложнений СД, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и/или существенными ограничениями в физической и умственной деятельности. Индивидуальное обучение также может быть целесообразно у детей и беременных женщин с СД. В ряде случаев к процессу обучения желательно привлекать родственников больных или их доверенных лиц.
- Школы диабета создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров по территориальному принципу из расчета 1 школа на 2,5 – 3 тысячи больных СД.
- Базисное техническое оснащение Школы диабета:
- структурированные программы обучения с набором наглядных пособий (плакаты, карточки с изображением продуктов);
- доска школьная или маркерная;
- глюкометры и тест-полоски;
- образцы препаратов и средства введения инсулина;
- весы для взвешивания продуктов.
- Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками: эндокринологом (диабетологом), медицинской сестрой. При имеющейся возможности желательно участие клинического психолога и /или психотерапевта.
Другие статьи: